Как Шаляпин уезжал из Советской России. Любимая порода собак федора шаляпина


Это ж как оригинально:и певец, и актёр, и шубу свистнул...

     Вершиной творчества художника Кустодиева является "Портрет Федора Шаляпина". Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл "замечательным" и "бессмертным". Но не только большого мастера ценил в художнике Федор Шаляпин: он видел в нем человека недюжинного, достойного преклонения. В своей автобиографической книге "Маска и душа" знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: "Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.

     Федор Шаляпин приходил в петроградскую квартиру художника, и, вспоминая родную Волгу, они запевали вдвоем - сначала Шаляпин, потом к нему присоединялся Борис Кустодиев - и пели серьезно, сосредоточенно, будто священнодействовали. Они поклонялись Волге, она была для них и предметом поклонения, и местом, из которого каждый черпал свое вдохновение.

      Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. "На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное". Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Но изумительный расчет и виртуозное мастерство Б. Кустодиева стали залогом создания этого удивительного полотна.

      Художник всячески стремился сделать портрет замечательного артиста живым, праздничным. А Федор Шаляпин прилагал все усилия, чтобы подбодрить Б. Кустодиева во время сеансов. Сын художника потом вспоминал об одной смешной подробности в работе над портретом. "Любопытно было смотреть, как "позировала" любимая собака Федора Ивановича - черно-белый французский мопс. Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее".

    Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем "над горами". Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Первоначальное название картины - "Новый город", в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Сейчас артист на прогулке, ему еще предстоит покорить своим талантом этот пока не знакомый город. Однако этот город и знаком ему - по своим типичным чертам, по облику и быту русской жизни, которая была так близка Ф. Шаляпину. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.

       Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, но на портрете не преминул подметить, добродушно подтрунивая, такие индивидуальные черты прославленного певца, как самовлюбленность, стремление щегольнуть дорогой одеждой.

      Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы показать, что она вся - а не только воротник и шапка - на бобровом меху; мизинец холеной руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем. На ногах модные ботинки на пуговках - серая замша и черный лак... Ходить в них по снежным склонам трудно, и Шаляпин опирается на дорогую трость. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Все это, однако, барство показное, которое не заслоняет размаха широкой натуры великого певца, в котором сильно выразилась творческая стихия русского народа.

    Картина эта имеет забавную историю:

Как-то в 1921 году Шаляпин встретился с Кустодиевым по поводу оформления декораций спектакля «Вражья сила». Художник дал своё согласие и обратил внимание на шубу певца:

- Такая богатая у вас шуба, её бы написать, – выказал он предложение певцу.

- Шуба, безусловно, хорошая, но одна беда, возможно краденая, – засомневался Шаляпин.

- Федор Иванович, шутите? – удивлённо спросил Кустодиев.

Шаляпин поведал художнику историю, что шубу эту ему выдали в Петроградском Совете как оплату за концерт. Как же она оказалась у представителей власти? Безусловно! Была «национализирована» у кого-то из неугодных большевикам богачей. Фёдора Ивановича привели на склад и разрешили ему выбрать что-нибудь на свой вкус.

- Лозунг «Грабь награбленное!» в действии, – подытожил своё повествование Шаляпин.

Но тут Кустодиев не смутился, а обрадовался:

- Вот мы и увековечим эту шубу на полотне. Это ж как оригинально: и певец, и актёр, и шубу свистнул! 

     Знаменитого артиста рисовали часто (В.А. Серов, Л.О. Пастернак, К.А. Коровин, И.Е. Репин и др.), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Образ этого волжанина, начавшего свой путь на ярмарках и в балаганах провинциальных городов, выглядит у художника олицетворением силы и одаренности русской натуры.

      Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов - за широту, размах и "русский дух".

Сейчас кустодиевский "Портрет Ф.И. Шаляпина" находится в Париже, а в Русском музее выставлен портрет-повторение 1922 года.

 Другие портреты Шаляпина.

 Б Кустодиев .

 

 Н.Кузнецов.Портрет Шаляпина.

Коровин.Портрет артиста Ф.И.Шаляпина. 1905

 Н.Богданов- Бельский.Портрет .И.Шаляпина.

 

          К.  Коровин.Портрет Шаляпина.

 

Худ.К.Коровин. Портрет Ф.И.Шаляпина 1911г.

Серов В.А. Портрет артиста Ф.И.Шаляпина. 1905

Сорин С.А. Портрет Ф.И. Шаляпина.1930-е

В.Шухаев. Портрет Федора Шаляпина. 1934 г.

худ.Б.Григорьев.Шаляпин.

Б.Григорьев Шаляпин.

 

Портрет Ф.Шаляпина  -  работа сына  Бориса Шаляпина. 1932

 

 

В. Дени

 

 

В. А. Серов -   Шаляпин в роли Грозного. 1897

 

 

Александр Головин. Портрет Федора Ивановича Шаляпина в роли Бориса Годунова в одноименной опере М.П.Мусорского. 1912

 

 

Александр Головин. Портрет Ф.И.Шаляпина в роли Фарлафа. 1907

 

 

 А.Я.  Головин - Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина в роли Олоферна. 1908 

 

 

А.Я. Головин - Портрет Ф.И.Шаляпина в роли Бориса Годунова, эскиз к картине. 1912  

 

 

Н.В. Харитонов - Ф.И. Шаляпин в роли Бориса Годунова. 1916 

 

 

 В.Н. Мешков. Ф.И. Шаляпин и профессор Ф.Ф. Кенеман. 1907 

 

 

Илья Репин пишет портрет Федора Шаляпина и его собаки Бульки, фото Карла Буллы, февраль 1914

Хорошо начатый портрет (он виден на мольберте) был впоследствии испорчен многочисленными переделками, а в 1917 году Репин его уничтожил. Вот что сам художник вспоминает в 1926 году:"Мой портрет Шаляпина уже давно погублен. Я не мог удовлетвориться моим неудавшимся портретом. Писал, писал так долго и без натуры, по памяти, что, наконец, совсем записал, уничтожил; остался только его Булька, так и пропал большой труд".

maxpark.com

Портрет Шаляпина (картина Кустодиева) — Циклопедия

Картина художника Бориса Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина» была создана в 1921 году[1][2] в Петрограде — так назывался город в течение 18 [31] августа 1914 —26 января 1924, до того носивший название Санкт-Петербург, а после того Ленинград, потом снова Санкт-Петербург.

Холст, масло.

Размеры: 296 x 394[3]

Местонахождение оригинала картины «Портрет Ф. И. Шаляпина»: Париж.

Портрет-повторение 1922 года: Государственный Русский музей. Санкт-Петербург[4][2]; 99 х 80.

Этот портрет считается вершиной творчества художника.

Первоначальное название картины — «Новый город»[4]. Но название не прижилось. А вот Большая Советская Энциклопедия дала другое название этому произведению: «Ф. И. Шаляпин на ярмарке»[5]. Еще одно название полотна: «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде»[3].

[править] Борис Кустодиев

Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен[2]. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника[4]. Хирургическое вмешательство не помогло, и художник чувствовал себя всё хуже, а с 1916 года и все последние 15 лет был прикован к инвалидному креслу[6]. И он рисовал, рисовал много. Он выработал свою манеру изображения мира, куда путь ему стал закрыт, — лубочно праздничную, яркую, пеструю, идущую от народной картинки[4]. Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями…»[7].

[править] История создания

В бывшем Мариинском театре в 1921 году готовилась к постановке опера «Вражья сила» А. Серова[8][9]. Правда, по другим источникам, спектакль ставился чуть раньше, а в 1919 году[10], в 1921 театр взялся за возобновление постановки оперы. Спектакль ставил сам Федор Иванович Шаляпин. Время для постановки было не самым лучшим: послереволюционная разруха привела к голоду и холоду, деньги ничего не стоили — не было товаров; но неотапливаемые театры пытались выживать — как и вся страна.

Декорации к постановке решили заказать художнику Борису Кустодиеву. Шаляпин любил этого художника и позже, в своей автобиографической книге «Маска и душа» посвятил ему такие слова: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной»[4][9].

Поскольку сам Борис Михайлович не мог ходить, Шаляпин отправился к нему договариваться о работе[8]. Была зима, и артист пришел к художнику в теплой бобровой шубе, которой с ним недавно расплатились за концерт вместо гонорара[1].

Художник обратил внимание на роскошную шубу Шаляпина. А дальше состоялся приблизительно такой разговор:

Кустодиев сказал: «Надо написать вас в этой шубе! Уж очень хороша и богата эта шуба!». А Федор Иванович ответил: «Конечно, шуба хорошая. Но, скорее всего, краденая». — «Как же так?» — «Ну ведь я сейчас концерты пою за хлеб, за соль. А сейчас мне предложили взять шубу. Скорее всего, сняли с какого-то богача. И я — буржуй-мерзавец — взял…». И певец подытожил лозунгом: «Грабь награбленное!». Кустодиев ответил: «Вот мы ее, Федор-Иванович, и увековечим на полотне. Ведь как оригинально: и актер, и певец, и шубу свистнул!»[8][11].

Для увеличения кликнуть на каждое изображение.

[править] Работа над картиной

Так началась работа над картиной.

Шаляпин приходил к Кустодиеву в его петроградскую квартиру на сеансы позирования, во время которых пел. А художник, работая над картиной, тоже подпевал ему[4].

Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное»[4]. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Холст все время поворачивали по-разному, чтобы прикованному к креслу художнику удобнее было, но охватить фигуру Шаляпина в шубе полностью он не мог[9].

Большие сложности возникли еще с одним персонажем, запечатленным на картине — шаляпинской собакой, об этом потом рассказывал сын Бориса Кустодиева: «Любопытно было смотреть, как „позировала“ любимая собака Федора Ивановича — черно-белый французский мопс. Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее»[4].

А попутно шла работа в театре над постановкой оперы, и Шаляпин сам на руках выносил Бориса Кустодиева, усаживал в специально добытый им каким-то образом грузовик, где умещалось инвалидное кресло, таким образом они приезжали в театр[9].

Картина была завершена в 1921 году, но целиком на нужном расстоянии автору так и не довелось увидеть ее[4].

Певцу его портрет понравился[9]. Готовое полотно Федор Иванович забрал с собой. А потом, уехав из России, увез.

«Портрет Шаляпина» написан в творческой стилистике Бориса Кустодиева — на фоне празднично-балаганной специфически русской городской зарисовки[4]: гуляет шумная веселая русская масленица[2]. Там, вдали, звучат гармошки и баяны, мчатся тройки с молодыми парнями и девчатами, шумит ярмарка, везде сладости — блины-пряники-пироги да льются вина…

И на этом фоне возвышается выдающийся русский певец в той самой шубе, покорившей сразу своим видом художника. Шуба распахнута, что позволяет показать цивильный — концертный — костюм артиста, явно контрастирующий с простонародьем фона. На ногах знаменитого певца — явно концертные туфли. На пальце — перстень. И в дополнение к созданному образу — модная в те годы трость. Его образ одновременно и вливается в народный лубочный стиль, как бы подчеркивая, что и он родом оттуда же, и вместе с тем, помещенный художником выше, символизирует величие — Шаляпин возвышается[4] над этим народным фоном, из которого вышел.

У его ног — любимая собака французский бульдог Ройка[2][4], с которой натерпелись при позировании.

В левом нижнем углу портрета Кустодиев изобразил дочерей Федора Шаляпина — Марию и Марфу, прогуливающихся по праздничной площади в сопровождении близкого друга и секретаря певца И. Г. Дворищина возле театральной афиши, извещающей о выступлении Ф. И. Шаляпина[4][2]. Именно из-за этой афиши картина сначала получила название «Новый город» — как бы выступление артиста в новом для него городе[4].

[править] Картина-повторение

В 1922 г. Кустодиев сделал уменьшенное повторение картины, оно хранится в Русском музее. Первое полотно — оригинал — Шаляпин увез с собой из России в эмиграцию[10].

  1. ↑ 1,01,1 Борис Кустодиев. «Портрет Ф. И. Шаляпина», 1921 г.
  2. ↑ 2,02,12,22,32,42,5 Кустодиев Борис Михайлович. Портрет Федора Шаляпина.
  3. ↑ 3,03,1 Шаляпин на ярмарке в Нижнем 1922
  4. ↑ 4,004,014,024,034,044,054,064,074,084,094,104,114,124,13 Кустодиев Б. «Портрет Федора Шаляпина»
  5. ↑ Иллюстрация «Кустодиев Б. М. „Ф. И. Шаляпин на ярмарке“» в Большой Советской Энциклопедии
  6. ↑ Кустодиев Боpис Михайлович
  7. ↑ Художник Кустодиев Борис Михайлович
  8. ↑ 8,08,18,2 Краденая шуба. Федор Шаляпин
  9. ↑ 9,09,19,29,39,4 Портрет Ф. И. Шаляпина
  10. ↑ 10,010,1 Б. М. Кустодиев
  11. ↑ В мемориальном музее Шаляпина впервые в Москве выставлена работа Кустодиева — портрет Шаляпина в бобровой шубе

cyclowiki.org

20 невероятно теплых фотографий известных людей и их друзей – собак

16 февраля наступил год Собаки по китайскому календарю. По этому поводу мы собрали для вас небольшую подборку очень трогательных фотографий известных людей вместе с их собаками.

Антон Павлович Чехов собак очень любил, а вот кошек, говорят, не жаловал. Совершенно особая история – о том, как Чехов завел своих собственных собак, такс Брома Исаевича и Хину Марковну.

А эта собака – знаменитая. Собака актёра Василия Качалова. Помните у Есенина: «Дай, Джим, на счастье лапу мне…»? Это тот самый доберман Джим.

Эрих Мария Ремарк и терьер Билли. Какой взгляд! Причем у обоих…

Молодой Сергей Рахманинов и его собака Левко. 1899 г.

Федор Шаляпин и французский бульдог Булька

Художник Константин Коровин в эмиграции. 1930-е гг. Художник очень любил собак, а в его литературном творчестве есть до слёз трогательный рассказ «Мой Феб»

Английский король Эдуард VII и его пес Цезарь. Когда король умер, Цезарь шел за его гробом в траурной процессии.

Писатель Курт Воннегут и его лхасский апсо Пампкин (Тыковка)

Зигмунд Фрейд был большим любителем породы чау-чау, а его любимица Жо-Фи помогала ему понимать душевное состояние его пациентов. Если пациент, который пришел на прием, был спокоен и расслаблен, то Жо-Фи ложилась рядом с ним. А если он был напряжен и встревожен, то собака старалась лечь от него подальше. Интересно также, что в день рождения Фрейда его собак всегда наряжали, позволяли им сесть за праздничный стол, а также угощали пирогом.

Марк Твен и его друг, с которым они, кажется, чем-то похожи

Альбер Камю и Жан-Поль Сартр. Интересно, к какому мировоззрению они пытаются склонить собаку?

Франсуаза Саган. Французская писательница обожала собак и кошек, что всегда жили в доме ее отца. С особой гордостью и нежностью Франсуаза всегда вспоминала таксу, превращенную ее отцом в собаку на колесиках. К старости у бедного животного отказали задние лапки, и ни один ветеринар не взялся лечить ее. Тогда Пьер Куарэ, отец Франсуазы, сконструировал небольшую тележку, на которой бедняга смогла не просто передвигаться, но даже бегать по улицам.

Жизнерадостный Пелем Гренвилл Вудхауз и такса Джед

Ален Делон

В 1960 году американский писатель Джон Стейнбек, чтобы восстановить силы после сердечного приступа, решил отправиться в путешествие по Америке. Он хотел «снова все увидеть своими глазами и попытаться открыть заново эту огромную страну». Для своего путешествия он заказал специальный «выносливый, удобный, быстроходный грузовик с высоким крытым кузовом с домиком, где было все: широкая кровать, плита на четыре конфорки, отопительный прибор, холодильник и освещение на бутане, химизированная уборная, чуланчик, помещение для продуктов и сетка на окнах от насекомых». В попутчики писатель выбрал «пожилого господинчика французской национальности — пуделя по имени Чарли», «прирожденного дипломата» и «доброго друга».

Писательница Донна Тартт и мопс Понго

Станислав Лем

Джон Голсуорси

А.И. Куприн и его любимый пес породы меделян Сапсан. Фотооткрытка, подаренная поэту и журналисту Федору Васильевичу Грошикову с дарственной надписью: «Ф.В. Грошикову с дружбой. А. Куприн и Сапсан». Надписав открытку собственноручно, Куприн вложил ручку в лапу собаки и с его помощью родился автограф любимого пса.

Константин Паустовский и его любимый пес Грозный

smiruponitke.info

Как Шаляпин уезжал из Советской России

В 1921 году Шаляпину разрешили уехать на заработки в США. В 1925 году в Париже он исполнил мечту жизни – стал рантье. В 1927-м в СССР началась травля певца за то, что он дал деньги детям русских эмигрантов. Особенно усердствовали Маяковский, Кольцов и Немирович-Данченко, и Шаляпина лишили советского гражданства.

Последняя прижизненная фотография Шаляпина

Блог Толкователя уже писал, как в царской России, начиная с 1911 года, интеллигенция травила Шаляпина за его коленопреклонение царю. В 1920-е, уже в Советской России, Шаляпин вновь подвергся травле, и опять в первых рядах была интеллигенция. Главной причиной того, что великий актёр и певец так и не смог найти счастья в России, была его страсть к гедонизму и вообще шикарной жизни – а на Родине он не мог добиться соответствующих заработков.

Кроме того, как многие народные интеллигенты, он стыдился своей творческой работы. Идеалом для них была жизнь рантье, лучше – помещика, а творчество выступало бы как хобби. Писатель Антон Чехов, к примеру, смог стать помещиком, и он писал, что наконец-то может покончить с «литературной подёнщиной», и взяться за написание романа «для души», а не для заработка. «Вся великая русская литература выросла в помещичьей усадьбе», – писал он (увы, из-за открывшегося туберкулёза он был вынужден продать поместье, и эти деньги он потратил на лечение – впрочем, безуспешное).

Шаляпин смог реализовать свою мечту стать помещиком только летом 1917 года – он купил землю в Крыму. Понятно, каков был итог этой затеи – уже через полгода от его поместья ничего не осталось.

Шаляпин и балерина Анна Павлова, 1925 год

Если уж в царской России певцу было душно, то можно представить, каково ему было находиться в Советской России. Как только представилась возможность (окончилась Гражданская война), Шаляпин подаёт прошение на выезд за границу.

10 мая 1921 года на заседании Политбюро ЦК РКП(б) в присутствии В. И. Ленина среди прочих тем обсуждается вопрос о разрешении Шаляпину выехать за границу. А. В. Луначарский писал: «Рано или поздно, но он от нас удерёт. Это не подлежит для меня никакому сомнению. Разница между его заработком в России и за границей громадная. Допустим даже, что он не соблазнится в этот раз остаться в Америке. Это случится либо в следующую его поездку, либо просто он в один прекрасный день перейдёт финскую границу и – конец. У нас таким образом уехало из России видимо-невидимо актёров без всякого нашего разрешения. Легко может сделать это и Шаляпин, будет скандал».

Шаляпина выпускают из США, но с условием, что 50% гонораров он будет отдавать советской власти. Певец соглашается – его дети фактические остаются заложниками на родине. Только к 1927 году Шаляпин смог перетащить всех своих многочисленных детей и родственников, кроме первой жены, итальянки Иолы – она останется в СССР до преклонных лет, лишь в 1970-е её отпустят умирать к себе на родину, в Италию.

По этой же причине (родственники-заложники) Шаляпин несколько лет воздерживается от критики советской власти в интервью зарубежным СМИ.

Шаляпин с женой Мариной Валентиновной, 1926 год

Первым иностранным городом для него стала Рига. Там английский импресарио Фред Гайсберг вручил Шаляпину чек на 200 фунтов стерлингов – проценты с продажи пластинок, записанных ещё до войны, в 1913 году. Эти деньги помогли артисту приодеться, ведь на Шаляпине, как он вспоминал, были обноски. Затем на борту океанского лайнера «Адриатик» плывёт в Америку. Его спутники – Герберт Уэллс и известный немецкий композитор Рихард Штраус. Свою страсть к деньгам Шаляпин реализовал прямо на корабле: он даёт концерты, но наибольшую выручку ему дают наспех сделанные рисунки – он продаёт их до 100 долларов за штуку. Только за этот рейс певец заработал около 3 тыс. долларов (примерно 45 тыс. современных долларов).

В начале 1922 года Шаляпин на несколько месяцев возвращается в СССР. То, что он увидел в стране – на контрасте с увиденным в США, окончательно подвигло его к отъезду. 29 июня 1922 года пароход «Oberbürgermeister Hakken» увёз Шаляпина в Ревель (Таллин), а оттуда в Германию. Спустя два месяца на том же лайнере отправят в вынужденную эмиграцию писателей, философов, ученых, мыслителей, и это, по сути дела, спасёт их от неминуемых арестов, репрессий, физического уничтожения на родине.

Шаляпин получает предложение издать мемуары в Америке. Они интересны описанием американских впечатлений:

«Я заметил, что в Америке труд почитается не только необходимостью, но и удовольствием. Чем больше я ездил по этой стране, любуясь её чудесной силой и мощью, тем больше укреплялся в убеждении, что только труд, в котором присутствует дух сотрудничества, может сделать людей богатыми, а может быть, и счастливыми.

Шаляпин с Дугласом Фэрбенксом в Лос-Анджелесе. 1928 год

Среди других моих наблюдений отмечу поразившее меня стремление американцев к прекрасному. Примером тому может служить удивительный факт: почти в каждом американском городе есть свой симфонический оркестр».

Шаляпин выступает в операх, на частных вечеринках. Его годовой заработок приближается к 100 тыс. долларов (1,4 млн. современных долларов), даже с налогом в 50% советской власти – это большие деньги. Ещё одно его увлечение (и большие деньги) – киносъёмки. В Лос-Анджелесе фильм «Дон Кихот» смотрел весь цвет Голливуда. После спектакля у дверей гримёрной Федора Ивановича толпились Дуглас Фэрбенкс, Мэри Пикфорд, Грета Гарбо и Джон Жильберт, Джон Берримор.

Американские турне в течение пяти лет давали Шаляпину ощущение стабильности. Успех в Америке год от года нарастал. Почти каждый приезд в новый город сопровождается торжественной встречей. В Бостоне на платформе хор студентов пел в честь Шаляпина «Эй, ухнем!» После триумфальных спектаклей певцу вручили символический ключ от города. В церемонии принял участие мэр Бостона.

При том, что для певца наконец-то началась настоящая жизнь, его начинает преследовать страх простудиться, потерять голос. Шаляпин впервые в жизни начинает по-крупному откладывать деньги на ренту.

Шаляпин с М. Равелем и певицей Н. Кошиц, начало 1930-х

Наконец, сбывается мечта Шаляпина – он становится рантье. В марте 1925 года его семья в Париже переселяется в новый дом на улице д’Эйло. Пятиэтажный дом для семьи не только осуществление важной для Шаляпина мечты об устойчивом укладе, но и статья регулярного дохода. Семья занимает один этаж, остальные квартиры сдаются внаем. «На доллары купил я для Марии Валентиновны и детей дом в Париже, живу в хорошей квартире, в какой никогда еще в жизни не жил», – сообщает Шаляпин Горькому.

Квартира певца похожа на музей: старинная мебель, гобелены, вазы, статуэтки – Фёдор Иванович ценит антиквариат. В Париже уже живут его жена Мария Валентиновна, дочери Стелла, Марфа, Марина и Дася.

Переезжает в Париж из США и Шаляпин. Одна из причин – «сухой закон» в Америке, что для гедониста Шаляпина – немыслимо.

Летом 1927 года Федор Иванович решил освятить новый дом и направился к отцу Георгию Спасскому в собор Александра Невского на улице Дарю – место встреч русских беженцев.

Во дворе церкви Шаляпина окружили русские дети и инвалиды, просившие милостыню, и после молебна певец дал банковский чек на пять тысяч франков для помощи нуждающимся детям российских эмигрантов. Через русскоязычную газету «Возрождение» белоэмигрант Спасский поблагодарил Фёдора Ивановича за сочувствие несчастным.

Короткая заметка дала повод к яростной травле Шаляпина, добрый, сердечный поступок артиста на родине расценили как пособничество белоэмиграции.

Шаляпин в постановке «Дон-Кихот», начало 1930-х

Первые осуждения озвучил В. Маяковский в варшавской газете «Польске вольности» от 22 мая 1927 года: на вопрос о его отношении к опере поэт ответил: «Это для некурящих. Я не был в опере что-то около 15 лет. А Шаляпину я написал стишок такого содержания:

Вернись теперь такой артист 

назад на русские рублики – 

я первый крикну: 

 - Обратно катись, 

 народный артист Республики!»

31 мая московский журнал «Всерабис» напечатал «Письмо из Берлина». Некий С. Г. Симон (профсоюзный чиновник, вскоре, кстати, сбежавший за границу) гневно обличал Шаляпина: «Сидит «народный» за границей годы и годы, оброс ею и вот в один прекрасный момент оглянулся и видит – нуждаются русские люди. И какие люди! Князья, графы, бароны, тайные и всяческие советники, митрополиты, протоиереи, флигель-адъютанты, генералы свиты его величества.

Ну как не защемить сердцу, не Народного артиста Республики, нет, а заслуженного артиста императорских театров, солиста его величества?!! Ну и посылает солист его величества тысяч этак пять франков для раздачи этим безработным. Почему мы молчим? Почему не положить предел издевательству и наглости над всем СССР этого СВИТЫ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА НАРОДНОГО АРТИСТА РЕСПУБЛИКИ»?

Через день, 2 июня 1927 года, «Комсомольская правда» публикует большое стихотворение В. Маяковского «Господин «народный артист». Поэт заявляет:

С барина 

с белого 

сорвите, наркомпросцы, 

народного артиста 

красный венок!

Слева направо: сын Шаляпина Фёдор, М.Чехов, Н.Рахманинова, Ф.И.Шаляпин, С.Рахманинов. Клерфонтен, 1931 год

У Маяковского свои счёты с русской эмиграцией. Изгнанники считают поэта воспевателем чёрных дел чекистов, казней, пыток, репрессий. В парижских «Последних новостях» – самой популярной эмигрантской газете – Дон Аминадо рисует уничижительный портрет Маяковского – «дюжего мясникообразного профессионала», «совершеннейшего маньяка, жрущего по неисчислимым добавочным пайкам, требующего себе прижизненного монумента на Красной площади, прокладывающего пути от прохвоста к сверхчеловеку».

Шаляпин – удобная мишень для политического самоутверждения, и Маяковский намеренно придаёт инциденту политический масштаб.

Горький из итальянского Сорренто успокаивает Шаляпина в письме от 29 июня 1927 года: «Звание же «народного артиста», данное тебе Совнаркомом, только Совнаркомом и может быть аннулировано, чего он не сделал, да, разумеется, и не сделает». Но Горький заблуждался. Он не знал, что вопрос лишения Шаляпина звания обсуждался 22 августа в высшей инстанции – на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) и по его прямому указанию 24 августа 1927 года Совнарком РСФСР принял постановление о лишении Шаляпина звания народного артиста.

Попытка Шаляпина защитить свою честь на родине воспринималась как откровенный компромат. Его интервью «Возрождению» почти целиком приводил в своей статье «Широкая натура» советский журналист Михаил Кольцов. В «Красной газете» 30 июня 1927 года он так «цитировал» артиста:

С сыном Борисом у своего портрета, 1928 год

«– Собираюсь ли я выехать в Россию? Нет, увольте! Сейчас не могу. Кроме того, не хочу. Мне там горчицей морду вымазали. На такие вещи и лакеи обижаются».

Обижаться же певец, по мнению Кольцова, не имел права:

«Ему, десятипудовой, хрипнущей птичке, показалось тошно на русской равнине. Не то чтобы голодно птичке жилось, но самый вид русского зрителя, его потёртая толстовка и несвежие башмаки противели Шаляпину. Хотелось другого зрительного зала – чёрных фраков, тугих накрахмаленных грудей, жемчугов на нежной коже женщин. Известный певец Баттистини, потеряв на старости голос, недавно постригся в монахи и, пуская петухов, прославляет господа бога в церковном хоре.

Сейчас при набитом кошельке и кое-каких остатках голоса Шаляпину не до России. Немного погодя, когда деньги и голос растают, вместе с ними убавится и спесь. Тогда, надо полагать, в тот же Всерабис поступит от Федора Иваныча прошение о персональной пенсии со многими ссылками на пролетарское происхождение и с объяснениями в прирожденной любви к советской власти».

Осудить Шаляпина спешит и Немирович-Данченко. Вернувшись из-за границы 22 января 1928 года, Владимир Иванович уже 24 января в «Красной газете» поддерживает санкции правительства о лишении певца звания народного артиста и едко цитирует сказанные ему недавно слова Шаляпина: «И в Россию этак на годочек приеду. Вот только закруглю капиталец».

С сыновьями Фёдором и Борисом, 1928 год

Такого рода публикации формировали общественное мнение: Шаляпин – человек низменных, сомнительных моральных устоев, предпочитающий сытое благополучие духовным ценностям, имя его отныне синоним «исключительного нравственного падения», он продал душу за деньги и убежал от своего народа к его заклятым врагам.

Лишение звания народного артиста было не единственной санкцией советской власти. Шаляпина вызвали на улицу Гренель, в посольство СССР. Посол X. Раковский объявил артисту о его «денационализации», то есть о лишении советского гражданства. Раковский объявлял Шаляпину этот приказ со всей мягкостью и тактичностью, на которую был способен. И тем не менее, рассказывал Раковский, Шаляпин разрыдался. Его с трудом удалось успокоить.

Раковский сочувствовал Фёдору Ивановичу. Дипломат знал: дни его самого на посту посла сочтены, понимал и политическую ситуацию в СССР. В это же время к нему обратился молодой пианист Владимир Горовиц с просьбой помочь ему вернуться на родину. Раковский с грустной улыбкой осторожно посоветовал музыканту не спешить: «Играйте пока здесь, еще успеете».

Похороны Шаляпина в Париже, 1938 год

Позднее в сталинской мясорубке погиб и Раковский, и Кольцов. Маяковский вскоре застрелился. А Шаляпин провёл свои последние годы в славе и неге.

(Цитаты: Виталий Дмитриевский, «Шаляпин», ЖЗЛ, изд-во «Молодая гвардия»)

Из: Толкователь 

www.izbrannoe.com


Смотрите также